Студентка 5 курса института недропользования Татьяна Хензыхенова работает над восстановлением технологии создания свадебных ювелирных украшений бурят, чтобы адаптировать ее к современному ювелирному производству.
«Если вспомнить историю, бурятская свадьба всегда была важным общественным событием. Эта церемония объединяет два рода родственными узами. Особая роль свадебного ритуала отводилась отдельным элементам костюма и украшениям молодоженов, которые были связаны со смысловым содержанием обрядов. Свадьба утверждала женщину полноправной хозяйкой — хранительницей очага, давала ей право на рождение и воспитание детей, переводила ее в ранг замужней», — рассказывает Татьяна Хензыхенова.
Она отмечает, что на сегодняшний день существует востребованность в возрождении национальных бурятских традиций, в том числе, свадебных обрядов, для которых требуется определенная ювелирная атрибутика. Народ обращается к остаткам культурного наследия, которые сохранились в музеях, частных коллекциях и др. В поисках дизайнерских идей Татьяна Хензыхенова обратилась в Центр художественных народных промыслов в п. Усть-Ордынский. Руководство Центра заинтересовалось проектом и заключило контракт со студенткой для дальнейшего использования восстановленных технологий при реставрации музейных экспонатов. В настоящее время пятикурсница работает в усть-ордынском Центре художественных народных промыслов, сообщает пресс-служба НИ ИрГТУ.
Одной из особенностей работы является адаптация восстановленной технологии под современный инструментарий, чтобы сократить время изготовления и стоимость процесса. В подготовленный «свадебный комплект» войдут головной убор с высокой тульей и украшение даруулга, украшения для волос, которые спускаются на грудь (hабига), нагрудные украшения (гуу), наплечные гуу, височно-нагрудное изделие (hиихэ), боковые декорированные элементы (бэлэ-hанжуурга). В качестве материалов Татьяна Хензыхенова использует серебро, кожу и камни: кораллы и бирюзу.
«Татьяна поставила перед собой задачу воссоздать утерянные технологии по изготовлению ювелирных изделий на примере одного бурятского рода. Она работала с сохранившимися украшениями, которые очень сложны по материалам и технологии изготовления и декорирования, — отмечает руководитель проекта, заведующая кафедрой геммологии Раиса Лобацкая. — Это трудоемкий, кропотливый процесс, потому что внешний облик изделий сохраняется, а отдельные этапы часто нам неизвестны: как делались закрепки, выковывались или штамповались те или иные части, как соединялись между собой. Перед Татьяной Хензыхеновой стоит двойная задача: создать изделие, подобное историческому, при этом соблюдая традиционные технологии».
Студентка НИ ИрГТУ воссоздает древнюю технологию создания бурятских ювелирных украшений
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Бурятия" в telegram.