Совещание с общественностью, СМИ, блогерами, учеными и депутатами инициировал Глава Бурятии Алексей Цыденов.
Глава республики ответил на вопросы участников общественных слушаний, сообщает пресс-служба правительства РБ.
В ходе своего выступления Алексей Цыденов рассказал для чего нужно менять закон. Основная причина - создание условий для жизни людей, проживающих на территории прибрежных районов и сохранение озера Байкал за счет снижения антропогенной нагрузки, в их числе снижение процента «дикого» туризма и строительство очистных сооружений.
"Какие проблемы мы хотим решить? Во-первых, защитить населенные пункты от пожаров, сегодня, например, в п. Гремячинск лес «заходит» в поселок, противопожарных разрывов нет. При этом, еще в 2017 году было прямое поручение Президента страны о том, чтобы обеспечить внесение в законодательство изменение, предполагающее устройство минерализованных зон и запрет их застройки с целью защиты населенных пунктов от перехода лесного пожара. Поручение не исполнено, населенные пункты в Центральной экологической зоне не защищены, спилить деревья для безопасности нельзя. Во-вторых, нам нужно строить очистные сооружения. Две проблемы – сегодня по закону запрещено переводить земли в другую категорию, перевести земли под очистные мы не можем, действующий закон не позволяет. Вторая проблема – никакую инфраструктуру к очистным мы подвести не можем. Тем временем очистные на Байкале нужны, все это понимают. Под эту же юридическую коллизию попадают кладбища, людям хоронить своих близких негде, потому что перевод земель запрещен", - сказал Алексей Цыденов.
В итоге, как отметил Глава Бурятии, в юридико-правовые противоречия попали жители 66 населенных пунктов – Бурятии и Иркутской области, которым на сегодня запрещено расширять кладбища под захоронения. Еще 37 населенных пунктов попали под ограничения Центральной экологической зоны – когда юридически на поселки, основанные еще в 19 – начале 20 веков наложились границы лесного фонда. Один из примеров п. Сухая в Кабанском районе, основанный в 1830 году, где фактически люди живут в исторически существующем населенном пункте, юридически – в лесу.
"Юридически сегодня на месте Сухой, где люди живут уже более 200 лет, лес. Почему так произошло – лесные квартала оформлялись в 80-х годах, не было ни спутниковых карт, ни ГЛОНАСС, оформляли как оформляли. Когда начали оцифровывать, получилось наложение. По всей стране такие проблемы были, они решились законом о лесной амнистии, когда в границах населенных пунктов перевод земель сделали автоматически. То есть существующий веками поселок, он никуда не расширился. По всей России эту юридическую коллизию решили, у нас вопрос не решен за счет байкальского закона, сегодня – это лес, хотя границы населенных пунктов установлены и менять их никто не собирается", - пояснил Алексей Цыденов.
Во время общественных слушаний по видеоконференцсвязи местные жители из районов попросили федеральные власти обратить внимание на существующую проблему и перестать затягивать рассмотрение поправок в закон. «Главная цель поправок – найти баланс между строгой охраной уникальной экосистемы Байкала и развитием прибрежных территорий, где живут люди.
Глава Бурятии озвучил также поправки в статью 11 федерального закона «Об экологической экспертизе». Алексей Цыденов отметил, что сплошных рубок не предполагается, поправка в закон написана таким образом, что перевод земель из лесного фонда возможен только в том случае, когда на участке необходимо создать инфраструктуру, в том числе для предупреждения негативного воздействия вод и других процессов, угрожающих уникальной экосистеме озера Байкал.
"Сегодня такие места есть. Это, в первую очередь, Байкальский ЦБК, где сегодня залегают шлам-лигнин и другие отходы производства. При этом селезащитные сооружения БЦБК устарели и, если сель с гор сойдет, все эти производственные залежи окажутся в Байкале. Кроме того, сегодня по прибрежной территории выявлено пять мостов, требующих ремонта, но отремонтировать мы их не можем. Это нужно строить временный мост, объездную дорогу, действующий закон этого не позволяет, поскольку на месте временного объезда нужно срубить несколько насаждений. Сделать мы можем эти мосты сейчас можем только в том случае, когда мост рухнет и федеральная трасса от Владивостока до Москвы встанет. Будет нанесен значительный экономический ущерб, но мосты будут сделаны, вряд ли такой расклад можно считать оптимальным вариантом", - сказал Алексей Цыденов.
Академик Российской академии наук Арнольд Тулохонов во время общественных слушаний также подчеркнул, что на сегодняшний день у жителей прибрежных байкальских территорий за счет законодательных нестыковок нарушены права на достойную жизнь.
"Почему жители побережья лишены права на нормальную жизнь? При этом, те кто против того, чтобы люди жили нормально, почему они не говорят про компенсации и восстановление справедливости? Где компенсации за ограничения, связанные с охраной Байкала? Как людям жить там, где ничего нельзя. Некогда самые богатые районы – Прибайкалье, Баргузин, сегодня сокращается по численности населения именно из-за того, что там ничего нельзя, работы мало", - отметил академик.
Председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Семен Матхеев рассказал, что депутаты республиканского парламента неоднократно посещали прибрежные байкальские территории, общались с людьми, которые просят только об одном – возможность жить на своей территории на законных основаниях.
"Это самые настоящие люди, они сегодня фактически стали чужими на своей же земле. Существующая редакция закона буквально заставляет их покинуть свои дома, потому что там сегодня невозможно себе создать элементарный уровень для существования. А именно эти люди поколениями и сохраняли Байкал, а ныне их потомки оказались на грани выживания из-за действующего закона. Именно эти люди знают, что нужно озеру, как его сохранять, а не экологи, которые указывают как надо из Москвы или вообще из-за рубежа", - сказал Семен Матхеев.
Что предполагают решить готовящиеся ко второму чтению поправки в федеральный закон «Об охране озера Байкал»:
- Обеспечить пожарную безопасность. Исключить возможность взаимного перехода пожаров как из леса в населенный пункт, так и из населенного пункта в лес.
- Обеспечить социальную справедливость для населения (оборот земель в границах населенных пунктов, строительство линий электропередач, водоводов, наличие кладбищ).
- Строительство очистных сооружений.
- Строительство и ремонт дорог, мостов и селезащитных сооружений.
- Снизить антропогенную нагрузку на озеро за счет создания туристической инфраструктуры.
- Обеспечить лесовосстановление сгоревших лесов на берегах Байкала.
- Ограничить распространение болезней и гибель лесов на берегах озера.
"Все, большего не надо. Это все инфраструктура для жизни людей, для защиты озера Байкал", - подчеркнул Алексей Цыденов.