Cотрудник научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Алексей Тетенькин выступил с докладом на VII международной конференции «Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры». Ученый рассказал о результатах исследования многослойного археологического местонахождения «Коврижка IV» на Нижнем Витиме в 2017 году.
Форум состоялся на минувшей неделе в поселке Листвянка на побережье озера Байкал. Организаторами выступили Научно-исследовательский центр «Байкальский регион» ИГУ, Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт земной коры и Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН. Мероприятие было посвящено 100-летию Иркутского государственного университета. Работа конференции проходила в рамках фундаментальных направлений археологии, этнологии, антропологии, геологии, палеогеографии и смежных наук.
В изучении археологии бассейна Витима ведущую роль сыграли представители так называемой «иркутской археологической школы», в число которых входит и Алексей Тетенькин. Он сообщил, что в 2017 году Витимский отряд им. В.М. Ветрова Лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ провел 22-й сезон научных исследований на ансамбле археологических местонахождения «Коврижка» в бассейне нижнего течения Витима (Байкало-Патомское нагорье, Иркутская область). Свое название ансамбль получил по одноименному топониму — выдающемуся в Витим скальному мысу Коврижка.
Первые регулярные исследования каменного века на Нижнем Витиме проводили якутские археологи Юрий Мочанов и Светлана Федосеева. Они провели раскопки памятников «Авдеиха» (верхний палеолит) и «Большая Северная» (эпипалеолит). Эстафету исследований подхватили иркутские ученые. В 1985 году Евгений Инешин открыл стоянку «Большой якорь», получившую наибольшую известность, изученность и публикационную историю. Алексей Тетенькин в 1995 году обнаружил группу стоянок каменного века Коврижка, которые располагаются недалеко от поселка Мамакан, в 17 км от Бодайбо. В системе местной охраны памятников историко-культурного наследия «Коврижка» получила статус «ансамбля объектов археологического наследия». В ходе многолетних исследований данных стоянок постепенно развиваются представления о культуре населения Нижнего Витима от конца плейстоцена до середины голоцена (от 19 до 6 тысяч лет назад).
Выступая перед коллегами, Алексей Тетенькин подчеркнул, что уже выявлено пять пунктов: «В последние годы комплекс научных усилий нацелен на местонахождение „Коврижка-IV“. В 2015 году мы закончили раскопки остатков жилища в шестом культурном горизонте и заложили в пяти метрах от раскопа шурф, который дал два культурных горизонта. Они имели все шансы оказаться тем самым шестым слоем, поскольку имели в своем составе не только камни, кости и угли, но еще и охру.
В 2016 году велось изучение верхнего горизонта (2Б), который является весьма выразительным, имеет радиоуглеродную дату 15 300 лет, и оценивается как приочажная хозяйственная зона открытого типа. Среди его признаков — охра на всей площади комплекса, клиновидные нуклеусы и другой инвентарь. Два года назад мы смогли зачистить нижний, шестой культурный горизонт только по краю, поэтому продолжили эту работу в предыдущем сезоне.
Вскрытый комплекс имеет радиальную конфигурацию диаметром около пяти метров. Выявлены камни конструкции, на всей площади подошвы встречается охра, при этом цветовое пятно усиливается к радиальному центру. Охру перекрывает многочисленные частицы древесного угля, рассыпанные также по всей площади. В связи с этим мы предполагаем, что уголь рассыпали в горячем состоянии, и площадку прогрели, прежде чем на ней были размещены камни конструкции жилища».
Характеризуя приочажные камни кострища древнего человека, ученый рассказал, что, прежде всего, выделяются дуга из пяти камней в северо-западном контуре комплекса и массивный яйцевидный валун в южном контуре высотой 32 сантиметра, установленный на ребро. Его сторона, обращенная к костищу, обожжена. Выкладки располагаются к северу и югу от очага. Исследователи считают, что устойчивость конструкциям придавали небольшие камни, подложенные под основные плиты.
Кроме того, в северо-западном секторе найдена асимметричная ямка, заполненная углями и кусочками охры. Она подобна той, что ученые обнаружили ранее. Наиболее вероятное объяснение появления таких ямок — это продавливание прогретого грунта наклонным предметом, например, бревном.
«Говоря о культурных остатках, надо отметить, что их очень мало по сравнению с предыдущими раскопками. В 2017 году на вскрытой площади обнаружено 12 изделий (скребла, скребки, долотовидные орудия), половина из них представляет собой предметы из жильного кварца. Это самый большой показатель по кварцу в этом районе.Три инструмента, найденных в 2016 году, исследовал трасолог из Франции Жереми Жакье. Изучив кромки артефактов, он сделал вывод, что это орудия для обработки шкур. Если бы мы имели в своем арсенале находок только этот узкий набор орудий, то наши представления о культуре каменного производства того времени были бы превратными. Однако благодаря предыдущим находкам мы можем представить картину полностью. Очевидно, что данный небольшой набор орудий был ограничен очень сжатой деятельностной ситуацией, лимитированной в каменном сырье, кратковременным пребыванием на стоянке этого человека, видами деятельности, которые решались с помощью этих орудий, и зимним сезоном обитания», — пояснил Алексей Тетенькин.
Подводя итоги проведенной археологической экспедиции, ученый отметил, что, скорее всего, древний человек намеренно окрашивал площадку обитания охрой в самом начале поселения. Присутствие и перекрытие охры углями, а также прокал (слой серого цвета) являются аргументом в пользу того, что площадка была прогрета. Камни в очаге занимают вторичную позицию. Эти плиты ранее располагались на месте светлых пятен, а затем сдвигались на самые горячие места. Валун, предположительно, сначала нагревался в состоянии лежа и потом был отвален на ребро. Археологи рассматривают все эти данные как примеры борьбы древнего человека с холодом.
«Мы видим перед собой чрезвычайно интересные перспективы по исследованию стоянки „Коврижка IV“. Различные археологические методы позволят нам наиболее полно охарактеризовать структуру обитания, культуру и деятельность населения на Нижнем Витиме в интервале 18-19 тыс. калиброванных — календарных лет», — заключил Алексей Тетенькин.
Отметим, что за годы работы на «Коврижке» ученый обнаружил много каменных охотничьих орудий и орудий для обработки шкур, кожи и дерева. Ему удалось найти первые в Байкало-Патомском нагорье украшения древнего человека — бусинку и подвеску возрастом 8-7 тысяч лет, а также артефакт из кости с признаками антропоморфной статуэтки.
Доцент ИРНИТУ Алексей Тетенькин на конференции «Евразия в кайнозое» рассказал об итогах исследования археологического местонахождения «Коврижка IV»
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Бурятия" в telegram.