Каждый из нас хотя бы раз в жизни становился свидетелем ситуации, когда рядом человеку становилось плохо. Это могло случиться с близкими и родными дома, с незнакомыми людьми на улице, в метро, на дороге. Лежащий без движения человек – всегда неожиданность. Специалисты говорят: главное – не поддаваться панике, сориентироваться на месте и вызвать «скорую помощь». Но что делать, если «скорая» еще не приехала, а поблизости не оказалось никого, кто бы обладал маломальскими медицинскими навыками?
Доктор медицинских наук, врач анестезиолог-реаниматолог, профессор кафедры хирургических дисциплин Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Светлана Перепелица уверена, что оказанию первой помощи пострадавшему может научиться каждый. Сама Светлана Александровна является инструктором-преподавателем Национального совета по реанимации России и регулярно проводит курсы по базовой сердечно-легочной реанимации в Калининградской области.
— По какой программе вы проводите курсы реанимации и первой помощи?
— Программа серьезная масштабная, разработана давно Европейским советом по реанимации (ЕСР), чьим полноправным членом и официальным представителем в России является Национальный совет по реанимации. Россия присоединилась к ЕСР в 2004 году, когда был создан Национальный совет, который объединил специалистов анестезиологов-реаниматологов, преподавателей высшей медицинской школы. Я являюсь региональным представителем Европейского и Национального советов по реанимации в Калининг-радской области, где программа обучения базовой сердечно-легочной реанимации внедрена с 2012 года. Разработан специальный курс сердечно-легочной реанимации, он прописан в документах обоих советов и утвержден нашим университетом имени Канта, где мы проводим занятия на базе симуляционного центра Медицинского института.
Мы обучаем методам оказания помощи при внезапной остановке сердца всех желающих, как людей медицинских специальностей – врачей, медсестер, студентов медицинских вузов, так и немедицинских работников. На сегодня смерть от кардиальных причин – это серьезная проблема, поэтому очень важно, чтобы люди могли получать помощь до приезда «скорой».
— Кто чаще всего приходит на курсы?
— Конечно, это студенты-медики. У них и в учебной программе стоит дисциплина – «оказание первой медицинской помощи». Они начинают свое обучение как раз с методов оказания первой помощи. Это очень важно, потому что помогает студентам осознать себя будущими врачами.
На курсы записываются и врачи…
— Квалифицированные врачи?!
— Есть множество медицинских специальностей, которые не связаны непосредственно с реанимационными мероприятиями. Например, офтальмологи, косметологи, терапевты, эндоскописты. Но ситуации бывают разные – и во время рядовой косметической процедуры пациенту может стать плохо.
Вот почему мы настаиваем на необходимости, чтобы не только врачи анестезиологи-реаниматологи, но и другие специалисты знали, как оказывать первую помощь, особенно, если их деятельность связана с чрезвычайными происшествиями. Поэтому для нас важно наладить сотрудничество не только с медицинскими учреждениями, но и с ГИБДД, пожарной службой, МЧС, автошколами. Знаю, что для будущих водителей тоже проводятся курсы первой помощи, но кто преподает на них – понять очень сложно. Мы видим, что они малоэффективны, потому что при дорожно-транспортных происшествиях водители, как правило, не могут оказать вообще никакую помощь пострадавшему.
И сегодня перед нами стоит серьезная задача – наладить взаимодействие со всеми, от кого может зависеть жизнь человека. Мы уже начали обучать базовой сердечно-легочной реанимации бортпроводников. Люди этой профессии прекрасно понимают, что если что-то происходит на высоте в тысячи километров над землей, им никто не поможет. К нам на курсы приходят и старшие помощники капитанов дальнего следования. Оказание первой помощи входит в их обязанности, поэтому они активно с нами сотрудничают.
— Могли бы вы рассказать о базовых принципах оказания первой помощи?
— К сожалению, быстро и на словах научить оказывать первую помощь невозможно. Если вы не обладаете навыками, в первую очередь, нужно вызвать «скорую помощь», привлечь внимание других прохожих, потому что среди них может найтись специалист, который окажет первую помощь. Если человек лежит в неудобной позе, его можно аккуратно повернуть и отвести голову в бок, чтобы он не поперхнулся рвотными массами. Если это ДТП, то необходимо попытаться извлечь пострадавшего из машины. Когда это сделать невозможно, то нужно срочно позвонить в службу спасения по номеру 112, он работает на всей территории России, и описать ситуацию.
При этом крайне важно – не паниковать, чтобы правильно объяснить диспетчеру, что произошло. Он, прежде всего, спросит, где вы находитесь, чтобы выяснить адрес или географическое местоположение. Поэтому перед тем, как звонить, нужно сориентироваться на месте – определить, на какой улице вы находитесь или на каком километре и какого шоссе. Затем нужно попытаться описать ситуацию – сколько машин попали в ДТП, характер столкновения. По возможности – выставить аварийные знаки. Остановить другие машины, чтобы помогли. Потому что спасение пострадавших – наша общая задача. Времени терять нельзя, даже на тот же звонок, потому что «скорая» едет около 15-20 минут.
Что касается несчастных случаев в водоемах, то, если вы не умеете плавать и извлекать из воды утопающего или утонувшего, не пытайтесь этого делать. Пытаясь «спасти», вы подвергаете себя риску утонуть. Прежде всего, нужно позвать на помощь профессиональных спасателей, если вы находитесь на общественном пляже. В «диком» месте постарайтесь найти подручные средства. Идеально, если это будет спасательный круг. Тогда подплывите ближе к утопающему и бросьте ему круг. Если уже утонувшего человека извлекли из воды, ему нужно начать проводить реанимационные мероприятия
(искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). И, разумеется – вызвать спасательную службу.
— Много ли рядовых граждан вы обучаете на своих курсах?
— Пока не было ни одного случая, чтобы на занятия пришли обычные калининградцы, несмотря на то, что популяризация оказания первой помощи является главной задачей всего медицинского сообщества. Но здесь мало нашего желания. Необходимо, чтобы у населения было желание помочь друг другу в неординарной ситуации! Но чтобы оно появилось, нужно людей информировать. У нас, конечно, есть постеры, плакаты, которые мы распространяем среди населения, но, к сожалению, наши возможности ограничены – ролики на телевидении и радио для нас слишком дороги. И здесь, мне думается, средства массовой информации сами могли бы проявить инициативу, чтобы рассказывать населению о том, где можно научиться оказанию первой помощи.
На одной из профильных международных выставок, прошедших в сентябре этого гола в Калининграде, даже многие врачи впервые узнали и увидели голосовой дефибриллятор, который отдает команды и автоматически проводит анализ ЭКГ. Этот прибор позволяет спасти жизнь человеку при внезапной остановке сердца. Проявляли интерес и к деятельности Национального совета по реанимации России. Подходили студенты медицинского института, простые калининградцы, спрашивали о курсах оказания первой помощи. Интересовались курсами и биологи, геологи. Все они осознают необходимость овладеть навыками оказания первой помощи и специально посетили выставку. А как быть тем, кто хотел бы научиться, но не знает, куда обращаться? Здесь нужна помощь средств массовой информации.
— Как вы считаете, что нужно делать, чтобы избегать трагедий, случившихся из-за того, что помощь не была вовремя оказана?
— Мне кажется, очень многое зависит от профилактики таких трагедий. Например, люди, в основном молодые, купаются в неположенных местах, несмотря на то, что установлены таблички «Купаться запрещено». Мы должны хотя бы обратить их внимание на запрещающие знаки. Понятно, что у нас среди молодежи уважения к взрослым практически нет, но попытаться остановить их надо. Многие трагедии, которые происходят, предотвратимы. Нужно просто «включить» голову, чтобы не попасть в ситуацию. А мы в России, играя во вседозволенность, теряем родных и близких из-за того, что не выполняем элементарных правил поведения. И тот, кто нарушает запреты, получается, добровольно уходит из жизни.
Поэтому нашим службам спасения необходимо больше рекламы. Нужно делать такие запрещающие плакаты, которые действуют на глубинное подсознание человека, вместо тех, которые висят еще с советских времен. Причем и в советские времена была социальная реклама, которая могла остановить людей от совершения необдуманных поступков. Мне вспоминается такой ролик: едет молодой человек на «Волге», у него в салоне так громко звучит музыка, что он не слышит сигнала «скорой помощи». А «скорая», оказывается, ехала к его ребенку, у которого случился приступ аппендицита. Наверное, нужно возобновить показ таких роликов на нашем телевидении, на радио.
— Сегодня в законе четко прописана обязанность пропускать машины со спецсигналами.
— Да, но она часто не исполняется. Поэтому и нужно повышать гражданскую ответственность каждого россиянина, чтобы каждый уважительно относился к службам спасения – полиции, МЧС, пожарной, «скорой помощи». Потому что, если «скорая» едет в час пик по пробкам к человеку, у которого случился инфаркт миокарда на улице, то, конечно, она никуда не успеет.
В прошлом году я была в Израиле и, уезжая в аэропорт, попала в пробку, возникшую из-за аварии. Она растянулась на 7-8 километров. Четыре полосы плотно заполнены машинами, и я наблюдаю, как автомобили начинают маневрировать, чтобы перестроиться и освободить дорогу «скорой». Буквально через 15 минут, когда врачи оказали помощь пострадавшим в ДТП, машины убрали с дороги на обочину, движение восстановилось. У нас такого вы не встретите. У нас патологическое равнодушие водителей к автомобилям со спецсигналами.
— У вас есть возможность обратиться к россиянам. Что бы вы им сказали?
— Не будьте равнодушными! Не проходите мимо! К сожалению, никто не думает о том, что на месте человека, мимо которого вы прошли, может оказаться ваш близкий. Поймите: равнодушие губит общество, развивается черствость души. Это очень страшно, потому что равнодушное общество обречено на деструкцию, на саморазрушение. Этого не должно быть. Мы должны заботиться друг о друге и стремиться объединяться и помогать друг другу, независимо от того, кто ты по статусу. Сегодня ты – успешный, перспективный, а завтра можешь стать таким же бомжом, мимо которого ты прошел на улице.
Как врач-анестезиолог, могу сказать, что каждый раз, когда ты сталкиваешься с тем, что не можешь спасти человека, это для тебя тоже трагедия. Врач «умирает» с каждым своим пациентом. И если ты все сделал правильно и понимаешь, что ситуация безысходная – это одно. А если ты знал, что мог спасти человека, но что-то неправильно сделал – это начинает тебя разрушать изнутри.